Детский сад №7 г. Нелидово

Проект воспитателя Кирилловой Н.Б. "Мы знакомимся с природой"

Участники:

·  дети второй младшей группы,

·  родители,

·  музыкальный руководитель Фогорош Л.В.,

Руководители: 

· Кириллова Наталья Борисовна, воспитатель Детского сада №7 г. Нелидово Тверской области

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой, среднесрочный.

Продолжительность: 12 месяцев (с 01.19.18 г. - 31.08.19 г.)

Актуальность.  

Необходимость экологического воспитания продиктовано самой жизнью. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру. Процесс этот сложный и длительный, поэтому следует начинать воспитание экологической культуры с раннего детства, когда закладываются все основы нравственности и общей культуры личности человека.

Воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему сегодня является одним из важных направлений педагогической работы. Бережное отношение к окружающей природной среде у детей с раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Роль экологического воспитания дошкольников заключается в обогащении чувственных проявлений ребёнка по отношению ко всему живому, что наблюдает ребенок. Задачи экологического воспитания дошкольников заключаются в формировании экологического сознания, которое позволит дошкольникам выработать экологически правильное поведение.

Добрые чувства и способность любить и ценить окружающий мир формируется у малышей через взаимодействие с природой с самых ранних лет. И от того каким будет это взаимодействие в детстве зависит и дальнейшее поведение человека. С ранних лет ребенку нужно объяснять законы природы, а самое главное, причины и последствия негативного влияния и воздействия на экологию.

Каждый педагог в результате кропотливого труда желает привить своим подопечным умение видеть красоту природы понимание того, что все в окружающем мире взаимосвязано и что человек – лишь часть природы и не может существовать отдельно от неё.

Несмотря на это, подчас, наблюдается противоположная картина: отношение к природе обыденно, и порой не только дети, но и взрослые недооценивают её роль в жизни.

Проблему эту составляет во многом то, что современные ребята, особенно в мегаполисах и городах, мало интересуются окружающей средой. Если буквально еще несколько десятилетий назад вся детвора стремилась проводить как можно больше времени на улице, в парках, вблизи водоемов или лесов, то теперь свободное время подрастающего поколения все больше принадлежит технике. Конечно, без компьютера и других гаджетов нельзя представить современную жизнь даже ребенку. Но это «общение» подчас заменяет ребятам возможность прогуляться во дворе, понаблюдать за птицами или животными, найти себе «четвероного друга» или покормить бездомного котенка. Ведь такие простые мелочи учат детей тому, что окружающим необходимо дарить любовь внимание и заботу.

Как же помочь детям, особенно дошкольного возраста, изменить свое поведение и сформировать самые простые, но от этого не менее важные и полезные привычки?

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра, именно в игровой форме ребенок легче воспринимает и усваивает новую информацию. Процесс обучения с элементами игры или в форме игры является наиболее продуктивным. Поэтому и в нашей работе по формированию элементарной экологической грамотности мы применяем различные игр о природе. Но помимо игры детям нравится рассуждать и фантазировать и они всегда с интересом слушают невероятные рассказы о приключениях их любимых героев и искренне переживают.

Проблема

Гуляя с детьми на прогулке, дети очень часто обрывали цветы в цветниках, листья с кустарника, ломали ветки и раскидывали. Пугали и гоняли птиц, кошек, дразнили собак, ловили различных насекомых, тем самым наносили вред природе и всему живому.

И так, я пришла к выводу, что необходимо решить эту проблему и научить детей, беречь природу и все живое.

Таким образом, возникла идея реализовать проект по экологическому воспитанию  – «Мы знакомимся с природой»

Цель: 

• Формирование у детей первоначальных экологических представлений.

• Пополнение и обогащение знаний детей по изучению природы и всех её проявлениях во все периоды времени.

Задачи:

Обучающие:

расширять представления детей о явлениях природы, правилах поведения в ней, растительном и животном мире, взаимосвязях в природе; учить детей применять полученные знания и навыки во взаимодействии с окружающим миром в реальной жизни; знакомить детей с изменениями в жизни животных в разное время года;

Развивающие:

развивать у детей наблюдательность, внимание и любознательность в процессе общения с природой; развитие коммуникативных навыков через общение со взрослыми и сверстникамиувлеченными общим делом.

Воспитательные:

 способствовать развитию эстетического восприятия природы и природных явлений; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, добрые чувства по отношению ко всему живому во всех их проявлениях;

Ожидаемые результаты

Со стороны детей:

· развитие познавательного интереса детей, расширение их представлений о родной природе, о взаимосвязи всего живого на планете;

· сформированность  элементарных умений бережного и заботливого отношения природе;

· сплочение детского коллектива, проявление дружественных чувств друг к другу;

· обогащение активного и пассивного словаря детей.

Со стороны родителей:

· родители - активные и заинтересованные участники образовательного процесса, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию через совместную проектную деятельность;

· применение в практике воспитания детей рекомендаций и консультаций воспитателей.

Со стороны педагогов:

· осуществление проектной деятельности;

· повышение профессиональных компетенций;

· вовлечение родителей в образовательный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация проекта

Реализация проекта проходит в три этапа:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

I. Подготовительный этап 

подбор и анализ  соответствующей (методической и научной) литературы; определение начального уровня знаний детей о проблеме проекта; определение участников проекта; постановка целей, задач и определение сроков проведения, планирование мероприятий по реализации проекта; подготовка необходимых материалов для реализации проекта: подборка иллюстраций растений и животных, детской художественной литературы о природе и т.д.; подбор мультипликационных фильмов для просмотра с детьми в детском саду и дома; обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе различными фотографиями с видами природы, природных явлений, внесение новых игровых атрибутов для детских игр, в театральный уголок  группы.

II. Основной этап

Основной этап предполагает непосредственное изучение и осознание проблемы проекта, а также практические исследования в игровой форме, совместную творческую работу педагогов, родителей и воспитанников 2 – ой младшей группы по созданию мини-музея в группе «Природушка».

Сентябрь.

1.«Листопад». Показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад».

2.«Вода – друг человека». Показать, что в теплой воде можно мыть посуду, игрушки – они станут чистыми. Поливать цветы и т.д.

Октябрь.

1. «Где что растет?». Дать детям понятие о фруктах и ягодах; напомнить строение растений (дерево, куст).

2. «Мы поможем». Закреплять знания детей об овощах, их форме, величине, цвете.

3. «Что нам осень подарила?». Расширять знания детей о растительном мире; о том, где что растет.

Ноябрь.

1. Ласковый котенок Васька и щенок Тишка». Познакомить детей с частями тела щенка (котенка, их названием, чем питается малыш, как ест (грызет, лакает, отличать голосовые и двигательные реакции, поведение мамы и сына при встрече; обогащать ролевые действия детей.

2. «Рыжая хозяйка». Уточнить названия: дерево, куст; познакомить детей с понятиями: гладкий, колючий, тяжелый, легкий, длинный, короткий, толстый, тонкий; познакомить с обитателем леса – белкой, медведем, лисой. Дать представление детям о том как называются их дома.

Декабрь.

1. «Как узнать ель (елку?». Показать детям новое дерево, назвать его, объяснить, чем оно отличается от березы (зеленое, колючее); дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства.

2. «Поможем елке – она живая». Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели: показать, как стряхивают снег, когда его много, чтобы он своей тяжестью не сломал ветки; как прикапывают ствол, чтобы корням было теплее.

Январь.

1. «В гостях у нас Снегурочка». Познакомить детей с березой, елкой, с их отличительными внешними признаками; упражнять в пространственной ориентации.

2. «Птицы зимой». Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части.

Февраль.

1. «Как снег становится водой». Показать, что снег в тепле тает и становится водой, в талой воде есть мусор, она грязная.

2. «Подарки матушки – зимы». Закреплять знания детей о назначении снежных построек; уточнить знания о названии птиц, частей их тел, голосовых реакциях; уточнить, что кому подарила зима, почему ее зовут матушкой.

3. «Посадка репчатого лука». Уточнить представление о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Учить детей сажать луковицы в землю и в воду, зарисовывать лук в банке. Сообщить, что роста зелени нужна вода.

Март.

1. «Состояния воды». Опытным путем убедиться в том, что снег и лед состоят из воды.

2. «Где спит медведь?». Учить детей выполнять необходимые действия, получая результат; заботиться об окружающих, не тревожить понапрасну.

3. «Айболит проверяет здоровье детей». Начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье, особенно весной с помощью пищи, богатой витаминами. Упражнять в различении плодов моркови, свеклы, лука, репки, лимона по назначениям и характерным особенностям. Развивать речь детей.

Апрель.

1. «Знакомство с комнатными растениями».

2.  Уточнить представления детей о двух уже знакомых им комнатных растениях (бальзамин, фикус, дать другие их названия (огонек, щучий хвост).

3.  Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле.

4. Расширять представления о растениях: они живые, им нужны хорошие условия – вода, питательные вещества, тепла, много света.

5. «Веселые воробьи».

6.  Расширять представления детей о весне, обогащать их знания новыми словами, понятиями.

7. «Музыкальные ребята».

8. Формировать у детей правильное отношение к живым объектам: учить не бояться, не обижать их.

Май.

1. «Сыплем, лепим». Пополнить знания детей о свойствах песка (сухой сыплется, из влажного можно лепить); учить детей пользоваться лепкой.

Июнь.

1. «Лето красное пришло!» Закреплять представления детей о временах года; учить бережно относиться ко всему живому.

2. Посев семян гороха, лука в огороде. Дать представление о семенах гороха и лука. Формировать навык посадки; воспитывать интерес и желание ухаживать за ним.

3. «Ждем гостей». Демонстрировать образцы ролевого поведения; уточнить знания детей о том, какие животные что едят и как; учить вежливому обращению.

Июль.

1. «Бабочки» (стрекозы, гусеницы, божьи коровки). Знакомить детей с разнообразием бабочек (стрекоз, гусениц, божьих коровок, с местом их обитания, о способе питания, особенностях внешнего вида; воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.

2. Подвижные игры: «Птички и бабочки», «Раз, два три, мотылька лови», «День - ночь», «Найди свой домик». Развивать двигательную активность, учить действовать по сигналу воспитателя, учить играть в коллективе. Доставить детям радость от игры. Упражнять детей в счёте до 5-х, пользоваться знаниями, полученными на познавательных занятиях, закреплять знания о способах передвижения насекомых.

3. «Тонут – плавают». Уточнить знания детей о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают в воде.

Август

1. «Плыли по небу тучки» Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развивать наблюдательность.

2. «У цветочной клумбы». Закреплять знания детей о цветах, выращенных на клумбе; закреплять представление о строении цветка: стебель, листья, цветы; учить сравнивать (высокий, низкий).

3. «Береги живое». Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе.

III. Заключительный этап

· Презентация проекта «Все в природе  важно!» для детей старшего дошкольного возраста дошкольного отделения № 5 ГБОУ Школа № 709, родителей и педагогов  с просмотром мультфильма по сказке «Спасение леса»;

· Участие в городском конкурсе «Юные экологи Москвы - 2018».

Выводы

В ходе реализации проекта дети получили знания о прекрасных местах парка «Северный», его обитателях и растительным миром в зимнее время. Познакомились с историей парка, достопримечательностями, природными особенностями, осознали необходимость бережного отношения к природе парка и заботе о его обитателях.

Проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и научила дошкольников отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Проект дал возможность переосмыслить родителям и детям отношение к окружающей природе, научил ребят самостоятельно наблюдать за природными явлениями вокруг и анализировать их.

Приходя в детский сад, дети стали делиться с друзьями и педагогами  своими наблюдениями о том, что иногда люди неправильно поступают: выбрасывают мусор вблизи домой, распугивают птиц с кормушек громкими криками или музыкой. Ребята осуждали такое поведение и рассказывали о способах грамотного экологического поведения.

Родители осознали, что обучение ребенка с помощью сказок – очень эффективный метод. Некоторых детей и родителей увлек процесс сочинения собственных сказок, и они захотели продолжить их сочинение и доже написать книгу экологических рассказов, и попробовать дома всей семьей снять уже свой мультфильм.

Коллективная работа над проектом позволила сплотить и объединить всех его участников. Дети ощутили, что от усилий каждого зависит будущее родного парка и даже района.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный проект был достаточно актуальным и результативным, а также имел практическую направленность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  2. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2013.
  3. Сатуева Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/21/805/ (дата обращения: 26.02.2018).
  4. Лыков И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

                                                  Мини-музей "ПРИРОДУШКА"

(создан воспитателем Детского сада №7 Кирилловой Н.Б.)

ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Знакомить с многообразием природы.

2. Учить бережному отношению к ней.

3. Воспитывать любознательность, интерес к новому, необычному.

* * *

Музей входит в состав РППР группы. Экспонаты размещены на полках, разделенных на секции.

В мини-музее представлены объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала: крупные шишки, семена редких в нашей стране растений, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные, искусственные, с отпечатками древних растений и животных камни, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья. Музей отличается своеобразием выставленных предметов. Например,  собраны разнообразные коллекции камней, плодов и семян, шишек, песка, глины, ракушек. В самом же музее представлены только особые камни, особые шишки, необычные плоды и т.п.

При формировании музея строго соблюдалось правило «Не навреди природе!». Здесь нет пойманных и засушенных насекомых, специально сорванных красивых цветов, листьев и т.п. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей. Многие из них в порыве энтузиазма предлагают наловить на даче бабочек и жуков, сделать гербарий из самых привлекательных, крупных цветов. Все это наносит непоправимый вред природе, а главное, формирует у ребенка потребительский подход к окружающему миру. С другой стороны, погибшие или умершие стрекозы, бабочки и другие насекомые, опавшие цветки и листья могут рассматриваться в качестве экспонатов, но только при условии, что дети знают о причине их гибели.

Предметы музея собираются коллективом детского сада,  дошкольниками и родителями. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы регионов России и разных стран . Объекты размещены в коробках на пластиковых тарелках и снабжены этикетками. В последних указывается название, где и кем он собран. Для родителей и детей очень важно, чтобы возле принесенных ими материалов стояла их фамилия.

Для удобства использования мини-музея составлено описание каждого экспоната по специальной схеме. Все аннотации собраны в папке в прозрачных файлах, что позволяет добавлять информацию, вынимать отдельные тексты для работы и т.п.



1. Рисунок (фотография), название экспоната. Указываются научные, бытовые, народные названия (можно подчеркнуть, почему именно такое).

2. Где собран. Отмечается место сбора, его особенности (например, Урал — горы); страна (если это не Россия); среда:,водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.

3. Кем собран. Приводятся фамилия, имя, отчество «дарителя» (можно выделить семейные экспонаты, уточнив имена взрослых и детей).

4. Информация об экспонате. Указывается, где встречается, почему имеет такое название, особенности (например, листья, цветки, плоды у растений); цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы (например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо).

5. Как использовать в работе с детьми. Объясняется, при изучении каких блоков программы «Наш дом — природа» применяется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; к каким видам деятельности можно прибегать (экспериментирование, рисование, моделирование). 

НОД – Художественно – эстетическое развитие с использованием нетрадиционных техник рисования (ватными палочками, штампами, пальчиками)

Программное содержание.

Цель: формирование основ экологического воспитания

Задачи:

Социально – коммуникативное развитие:

Воспитывать доброе уважение к природе к лесным жителям.

Познавательное развитие:

Закреплять знания детей, где живут животные (лиса, белка, медведь) что едят, как называются их дома.

Расширять знания детей о пробуждении животных весной.

Рассматривание иллюстрации «Ягода малина».

Речевое развитие:

Способствовать учить детей диалогической речи, учить отвечать на вопросы воспитателя.

Беседы с детьми о диких животных, ягодах.

Художественно – эстетическое развитие:

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать у детей творчество и воображение.

Закреплять знания детей о рисовании нетрадиционными способами.

Прослушивание голосов птиц, животных, воды, леса.

Физическое развитие:  П./И. «У медведя в бору».

Оборудование:

Медведь в берлоге, лиса в норе, белка в дупле, ворона (озвучка вороны), иллюстрация ягод малины, ручеек, камешки, деревья, белые листы бумаги, ватные палочки, штампы, гуашь, пальчиковые краски,  вода, влажные салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о диких животных, где живут, что едят, как называются их дома.

Рассматривание иллюстраций ягод малины

Беседы с детьми о диких животных, ягодах.

 П/И: «Лиса и зайцы», «У медведя в бору».

«Лото животные и ягоды»

Чтение художественной литературы, «Три медведя», «Лисичка сестричка и серый волк», «Разучивание распевки белочка».

Ход занятия.

КАР КУША: Кар – Кар (озвучка вороны) тревога! тревога!

Вос-ль: Здравствуй Кар куша! Что случилось?

КАР КУША: Ой, беда мишка не проснулся! Нужно разбудить мишку.

Вос-ль: Ребятки, а какое у нас время года?

Дети: Весна!

Вос-ль: Правильно, молодцы уже наступила весна, а как вы об этом узнали?

Дети: Солнышко пригревает, птички прилетели, животные проснулись.

Вос-ль: А кто спит всю зиму?

Дети: медведь, ежик.

Вос-ль: Ребятки давайте будем исправлять беду, нужно помочь мишке проснуться. Поможем?

Дети: Да!

Вос-ль: Ребятки, а чтоб нам добраться до мишки, ведь он живет в дремучем лесу нам нужно обуть волшебные сапожки, и они помогут нам дойти до него. (Дети показывают, как обувают сапожки).

Ну что все готовы?

Дети: Да

Вос-ль: Идем в лес по тропинке. Смотрите! Ручеек! Давайте перешагнем через него, а рядом большие камни лежат, надо обойти их.

Мои хорошие, смотрите, что это у нас на пути встретилось?

Дети: Нора.

Вос-ль: А кто живет в норе?

Дети: Лиса (правильно, молодцы).

Вос-ль: А что, лисичка любит кушать?

Дети: ягодки, рыбку, зайчика.

Вос-ль:  смотрите, дерево, а кто на дереве сидит?

Дети: Белочка.

Вос-ль: Как называется дому белочки?

Дети: Дупло.

Вос-ль: Молодцы! А что белочка любит кушать?

Дети: Орешки, грибочки, ягодки.

Вос-ль: Молодцы ребятки! Смотрите! Смотрите! Что это?

Дети: Берлога!

Вос-ль: А кто спит в берлоге?

Дети: Медведь.

Вос-ль: Вот ребятки мы с вами и дошли до берлоги медведя, и что нам надо сделать?

Дети: Разбудить мишку.

Вос-ль: Только дети не кричите, не шумите, а спокойно говорите.

Дети и вос-ль: Мишка, мишка, просыпайся, весна наступила! Солнышко пригревает, птички прилетели, все животные проснулись, только ты лежебока все спишь.

Мишка: У-У-У кто это меня тут будит, кто мне спать не дает, у-у-у.

Вос-ль: Мишка здравствуй!

Дети: Дети здороваются с мишкой.

Вос-ль: Нам тут Кар куша весточку принесла, что ты спишь, а ведь весна уже наступила, вот мы и пришли с ребятками тебя будить, вставай лежебока, вылезай из берлоги.

Мишка: (Вылезает из берлоги) У-У-У, и правда весна наступила, спасибо вам ребятки, что разбудили вы меня.

Мне б сейчас что ни будь отведать,   я проголодался.

Вос-ль: Ребятки, а что любит кушать мишка?

Дети: Мед, рыбу, ягоду малину…

Мишка: У-У-У я б сейчас отведал бы малинки.

Вос-ль: Ребятки, а давайте поможем мишке.

Мишка ты пока умывайся, приводи себя в порядок после зимней спячки, а мы с ребятками будем рисовать малину.

 Будем рисовать?

Дети: Да!

Вос-ль: Сейчас мыс вами будем превращаться в маленьких художников, а, для это нам нужно одеть волшебные фартучки

Дети надевают, фартуки и перед ними стоит мольберт с иллюстрацией ягоды малины, мы с детьми рассматриваем ягоду малину.

Какая ягодка?

Дети: Ягода сладкая, вкусная, сочная…

Вос-ль: Ребятки я вас приглашаю за наши волшебные места, присаживайтесь по удобней, спинки ровненькие, смотрите, сколько у нас с вами много принадлежностей чем можно рисовать (ватные палочки, штампики и пальчиковые краски).

Анечка чем ты будешь рисовать? (и т.д. опросить всех детей)

Мишка иди к нам посмотри, как  много малины ребятки для тебя нарисовали.

После как дети нарисовали похвалить детей, все справились.

Мишка: У-У-У Молодцы ребятки спасибо вам, (какая большая, а это сочная и т.д.)

Мне б сейчас скушать ягодку.

Вос-ль: Подожди, немножко пусть  дозреет ягода, а то живот разболится. А ты мишка поиграй, с нами мы знаем очень интересную игру.

Мишка: У-у-у, мне так хорошо с вами, я бы хотел поиграть.

Вос-ль: Поиграем с мишкой?

Дети: Да!!!

Дети играют с мишкой «У медведя в бору»

После игры дети прощаются с мишкой и уходят в садик. 


6. Дополнительная литература. Перечисляются источники, в которых педагоги могут почерпнуть дополнительные сведения; издания для детей с описанием этого объекта; энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.

Приведем пример описания экспонатов музея природы.

1. Название экспоната. Водяной орех — чилим (плоды). За особые рожки на плодах его еще называют «рогульником», «черновым», рогатым орехом, водяным каштаном.

2. Где собран. Астраханская область, река Волга.

3. Кем собран. Инструктором по плаванию.

4. Информация об экспонате. Водяной орех распространен в немногих южных водоемах нашей страны, прежде всего в дельте реки Волги. Любит спокойную, стоячую воду. Его листья похожи на листья березы, хорошо плавают. Они не тонут, так как в стеблях, на которых они держатся, есть воздух. Растение может образовывать зеленые заросли. Цветки белые, с четырьмя лепестками. Длина плода ореха — 2—5 см с загнутыми рожками, похожими на висящий в воде якорь. Вначале развития орехи очень твердые, с острыми рогами, и к ним не приближаются ни рыбы, ни водяные крысы, ни утки. К осени плоды созревают, становятся более тяжелыми, и растение отрывается от своего стебелька-каната, плывет по реке, словно корабль, нагруженный орехами. Поздней осенью листья и стебель сгнивают, а орехи падают на дно, прикрепляются к нему своими рожками. Весной орех прорастает, причем его корень сначала растет вверх, а затем, изгибаясь, опускается вниз.

Это редкое, реликтовое, т.е. оставшееся с очень древних времен, растение, существует на земле более 70 млн лет. Оно занесено в Красную книгу. Это означает, что сбор растения запрещен. Однако люди издавна используют водяной орех, так как его плоды необычной формы — очень вкусны и полезны. Ими питались даже древние люди, поэтому в некоторых регионах его специально стали разводить. Орехи чилима едят сырыми, запекают, сушат, варят. Из ореховой муки пекут оладьи, а из дробленого ореха варят кашу. Благодаря ему жители некоторых стран Африки, а также Китая, Индии спасались от голода.
5. Как использовать в работе с детьми. Задействованы блоки «Волшебница Вода» (тема «Что растет в воде»), «Воздух-невидимка» (воздух помогает листьям плавать), «Растения», «Человек и природа» (тема «Что такое Красная книга»). Следует обратить внимание на форму плода. На что он похож? Почему его сравнивают с якорем? (Дать потрогать.) Есть ли у него рожки? Путем экспериментирования выяснить, умеет ли орех плавать. Далее нужно обсудить, почему он попал в Красную книгу, что можно сделать для его сохранения; сочинить сказку (рассказ) о том, как он жил и путешествовал в реке, как попал в музей детского сада; рассмотреть иллюстрации чилима; в конце занятия сделать зарисовки плодов.




2 декабря 2019 в 12:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.